Проведенный Марийской межрайонной
природоохранной прокуратурой анализ состояния законности в сфере соблюдения
режима использования береговых полос, водоохранных зон и прибрежных защитных
полос водных объектов свидетельствует о распространенности нарушений в данной
сфере.
На территории Республики Марий Эл имеют
место случаи ограничения доступа граждан в пределы береговых полос водных объектов
общего пользования установлением заборов, возведением строений в их границах(20
и 5 метров от береговой линии). Среди населения широко распространена практика
мойки личных транспортных средств на берегах водных объектов.
В соответствии с требованиями
Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ решение вопросов местного значения
в виде обеспечения беспрепятственного доступа граждан к водным объектам и их
береговым полосам возлагается на сельские поселения, муниципальные районы,
городские округа.
Вместе с тем, до последнего времени,
единственным правовым механизмом понуждения недобросовестных
природопользователей к освобождению доступа граждан в пределы береговых полос
водных объектов оставалось обращение с исковым заявлением в суд.
Федеральным законом от 21.10.2013г. №
282-ФЗ в действующее законодательство внесены существенные изменения,
направленные на усиление охраны водных объектов от загрязнения и обеспечение
доступа граждан к водным объектам.
Так, с 01.11.2013г. статьей 8.12.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях введена
ответственность за ограничение доступа граждан к водному объекту общего
пользования и его береговой полосе. За несоблюдение условия об обеспечении
свободного доступа
граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
предусмотрена возможность наложения административного штрафа на граждан в
размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока
тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти
тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Кроме того, за совершение данного правонарушения деятельность юридического лица
и индивидуального предпринимателя может быть приостановлена судом на срок до 90
суток.
На составление протоколов об
административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.12.1 КоАП РФ
уполномочены должностные лица Управления Росприроднадзора по Республике Марий
Эл, Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты
населения Республики Марий Эл.
Кроме того, со вступлением в силу
Федерального закона от 21.10.2013г. № 282-ФЗ в действующем природоохранном
законодательстве Российской Федерации появился механизм привлечения лиц,
осуществляющих мойку транспортных средств в границах водоохранных зон водных
объектов, к административной ответственности.
Указанным Федеральным законом введено
ограничение на ведение хозяйственной деятельности в виде мойки транспортных
средств в пределах водоохранных зон водных объектов (п. 5, ч. 15, ст. 65
Водного кодекса РФ).
При этом ст. 8.42 КоАП РФ предусмотрена
ответственность за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и
иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной
зоны водного объекта.
Таким образом, с 01.11.2013г. лицо,
осуществляющее мойку транспортного средства в границах водоохранной зоны
водного объекта, может быть привлечено к административной ответственности в
виде штрафа (на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей).
На составление протоколов об административных
правонарушениях, предусмотренных ст. 8.42 КоАП РФ уполномочены должностные лица
органов внутренних дел (полиции), Управления Росприроднадзора по Республике
Марий Эл, Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты
населения Республики Марий Эл, Отдела по Республике Марий Эл Средневолжского
территориального управления Росрыболовства.