В
республике проводится системная работа по увеличению собираемости платежей
населения за жилищно-коммунальные услуги и ликвидации накопившейся
задолженности. Сегодня от этого во многом будет зависеть качество подготовки
объектов системы жизнеобеспечения к
предстоящему зимнему периоду 2012-2013 годов.
По данным Министерства строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства, в Марий Эл с начала года произошел существенный
прирост задолженности населения по оплате жилищно-
коммунальных услуг, что вызывает беспокойство по поводу подготовки
ряда объектов ЖКХ к зиме.
Созданные при администрациях муниципальных районов, городских
округов, сельских и городских поселений
рабочие группы по снижению задолженности за
потребленные жилищно-коммунальные услуги призваны разобраться с
каждым злостным неплательщиком и добиться в течение лета сокращения долгов как
минимум на 200-250 млн. рублей.
Как считают в отраслевом министерстве, объективных причин для роста
задолженности нет. В текущем году тарифы за услуги не
повышались, долги по заработной плате на предприятиях реального
сектора экономики не превысили на 1 мая 9 млн. рублей, а в
бюджетных учреждениях и организациях задолженность отсутствует. Из
бюджета республики также было предоставлено за первый
квартал 2012 года субсидий на оплату жилого
помещения и коммунальных услуг 31512
семьям с низким уровнем доходов на сумму 127,1 млн. рублей.
Среднемесячная заработная плата на одного работника
выросла за январь-март по сравнению с тем же периодом прошлого года на 13,4%.
Пенсии проиндексированы на 10,4% и выплачиваются своевременно.
Индекс потребительских цен вырос в апреле по сравнению с декабрем
2011 года 2,1%. То есть все эти приведенные факты и сравнения
говорят о том, что явных объективных
причин снижения платежеспособности населения нет. Об
этом свидетельствует и рост на 5,2% оборота розничной торговли.
Но при всем этом внешне благоприятном
фоне долги все же продолжают расти, что вызывает беспокойство
органов исполнительной власти и местного самоуправления. Самая
большая задолженность по оплате услуг ЖКХ образовалась в городских
округах «Город Йошкар-Ола», «Город Волжск», «Город
Козьмодемьянск», Медведевском, Советском,
Звениговском муниципальных районах.
В ряде районов наряду с взысканием задолженности в
судебном порядке ведут предметную работу с руководителями
предприятий и организаций различных форм собственности. Такая
работа, в частности, практикуется в Звениговском муниципальном районе. Рабочие
группы по взысканию долгов за услуги ЖКХ
при администрациях Звениговского, Красногорского и Суслонгерского городских
поселений выходят с конкретными предложениями к руководителям
предприятий, находящихся на данных территориях. С должниками также
встречаются представители жилищных управлений,
предприятий-поставщиков тепла, воды, других организаций. Список должников теперь
имеется на каждом предприятии, где
предлагаются различные схемы погашения долга. Да это и
понятно: в жизни бывают разные ситуации, и подчас человек рад бы
заплатить, да ему просто нечем.
В то же время выявляется и категория злостных
неплательщиков, которые имеют в собственности даже не по одной квартире, но не
спешат погасить долг. Да и самих их бывает найти трудно. Некоторые из них
живут за пределами республики. Поэтому не исключено в ряде
случаев и привлечение их к ответственности
за нарушение жилищного
законодательства через судебные органы.
Однако далеко не все организации пользуются правом
подавать заявления в суд на неплательщиков, хотя судебные
издержки окупились бы с лихвой, да сам этот факт стал
бы для них предупреждением на будущее. Меры же по
ограничению услуг законодательством
предусмотрены минимальные. В лучшем положении поставщики
электроэнергии и газа. Переселение должников в квартиры с
меньшей площадью тоже применяется крайне редко.
Накапливая долги, каждый из нас должен
задаться вопросом: откуда в бюджете республики найдутся средства,
чтобы создать нам комфортные условия для
проживания? То есть каждый гражданин, прежде чем требовать что-то
от властей, должен сознавать и свою личную ответственность как за состояние
жилищного фонда, так и своевременную оплату предоставляемых услуг.
Подготовка к зиме - одно из важных хозяйственных
мероприятий года. И благодаря целенаправленной работе
правительства, органов местного самоуправления и предприятий-поставщиков
коммунальных услуг нам в последние годы удается благополучно проводить
зимний период. Но чтобы было так и впредь, необходимо
вкладывать средства в отрасль, которая затрагивает интересы каждого
жителя республики.