ОСОБЕННОСТИ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.
Главное правило
поведения на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность!
Зимой день короче.
Темнеет рано и очень быстро. В сумерках и в темноте значительно ухудшается
видимость. В темноте легко ошибиться в определении расстояния как до едущего
автомобиля, так и до неподвижных предметов. Часто близкие предметы кажутся
далекими, а далекие — близкими. Случаются зрительные обманы: неподвижный
предмет можно принять за движущийся, и наоборот. Поэтому в сумерках и темноте
будьте особенно внимательны. Переходите только по подземным, надземным или
регулируемым переводам. А в случае их отсутствия — при переходе увеличьте
безопасное расстояние до автомобиля.
В снегопады
заметно ухудшается видимость, появляются заносы, ограничивается и затрудняется
движение пешеходов и транспорта. Снег залепляет глаза пешеходам и мешает обзору
дороги. Для водителя видимость на дороге тоже ухудшается.
В городах улицы
посыпают специальными химикатами, чтобы не образовывался снежный накат. В
результате даже в умеренный мороз проезжая часть может быть покрыта
снежно-водяной кашей, которую в виде взвеси поднимают в воздух колеса
проезжающего транспорта. Взвесь оседает на ветровых стеклах
1
Такая
корректировка поведения как уменьшение скорости, увеличение дистанции и
интервалов не существенна, но на безопасности отражается значительно. Зимние
покрышки, а особенно шипованные, имеют сцепление лучше, чем летние на 5-15%.
Это ведёт к преждевременному срыву в боковое скольжение и увеличению тормозного
пути в повороте. Легковой автомобиль среднего класса с неплохой зимней резиной
и АБС на асфальте останавливается 14-18 метров, тогда как на льду – все 40
метров. На летней резине тормозной путь увеличится до 60-80 метров. Ещё больше
тормозной путь будет у грузовиков и автобусов.
Сильно возрастает
вероятность заноса и потери управления. Поэтому после смены резины, сначала
почувствуйте, как изменилось поведение авто. Подыщите свободную дорогу,
сделайте несколько торможений, в отсутствии других машин, начиная от слабого до
самого сильного – «в пол». Почувствуйте в какой момент блокируются колёса и
срабатывает АБС, какова реакция автомобиля на поворот руля. Зимняя резина
отправляется в скольжение раньше летней, но при этом скольжение происходит
плавно, реакция на движение руля не резкая. На зимней резине проще определить
момент сноса и заноса. Таким образом, при плавном срыве в скольжение водитель
имеет больше времени и возможностей для корректировки поведения, и исправления
ситуации.
6
на подъёмах и спусках.
ПРАВИЛА
БЕЗОПАСНОСТИ ЗИМОЙ
ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ
·
Замена шин
Не ждём заморозков и меняем шины, до того, как под колёсами оказывается
гололёд. О том, что нужно менять резину своему автомобилю, подскажет
среднесуточная температура воздуха в районе +5 — +7oС. При такой температуре
показатель градусника может упасть ниже нуля в любой момент. Езда по асфальту
на зимней резине в течение недели другой обойдётся Вам значительно дешевле
ремонта. Важнее, что Вы будете готовы встретить первый снегопад, ледяные дожди
и заморозки. В это время экономия на зимней резине может привести к печальным
последствиям: не затормозить нормально, ни сделать манёвр. Плюс неготовность
большинства водителей к скользким условиям. Даже при небольшой положительной
температуре летняя резина
твердеет и теряет
сцепление с дорожным покрытием. Поэтому нужно смотреть прогнозы погоды, хотя бы
на неделю вперёд и вовремя меняем резину.
·
Меняем поведение
Заранее переходим
на плавный и расчётливый стиль вождения, не ждём для этого льда и слякоти.
5
автомобилей, мешая водителям следить за
дорожной обстановкой. В такой ситуации водителю еще сложнее заметить пешехода!
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕШЕХОДА.
·
Когда дорога
скользкая.
Зимой дорога
становится скользкой. Снег, гололёд снежно- водяная каша в оттепель ухудшают
сцепление колёс с дорогой, из – за чего тормозной путь у автомобилей
увеличивается.
Поэтому обычное летнее безопасное расстояние до машины
при переходе нужно увеличить. Пропусти приближающуюся машину даже если тебе
кажется, что она далеко! (Зимой даже хорошо очищенный и обработанный реагентами
асфальт остаётся влажным. Соответственно на таком покрытии тормозной путь всё
равно увеличивается, пусть и в меньшей степени)
Когда на светофоре загорелся зелёный свет, не спеши
сходить с тротуара!
Даже если ты куда-то спешишь не беги, иди быстрым шагом
(когда человек бежит, он по сторонам не смотрит повернуть голову на бегу для
осмотра трудно- можно упасть)
·
При закрытом
обзоре
Зимой ситуаций
закрытого обзора становится больше. Сугробы вдоль края проезжей части, сужение
2
дороги из-за неубранного вовремя снега,
стоящая заснеженная
машина мешают
увидеть приближающийся транспорт.
Как вести себя в
подобной ситуации?
Так же, как и в
любой другой ситуации закрытого обзора.
Если есть возможность, поищи другое, более безопасное
место для перехода.
Если такой возможности нет, переходи с удвоенной
осторожностью. Прислушайся.
Выгляни из-за препятствия. Посмотри, что там за
машиной, сугробом и т.п.
Сделай шаг вперёд. Остановись.
«Покажи» себя водителям, чтобы они имели возможность
тебя заметить.
И только затем, убедившись, что опасности нет, начинай
переход.
·
В снегопаде
В снегопад
ухудшается видимость, затрудняется движение пешеходов и транспорта.
Пешеходам снежинки
так и норовят залететь в нос, глаза, налипают на брови и волосы,
вынуждая чихать, а
главное – сильно щуриться, потому что глаза слезятся
от попадающего в
них снега.
3
В такую погоду
будь особенно осторожен. Перед тем, как
ступить на проезжую часть, внимательно осмотрись и прислушайся, нет ли
приближающегося транспорта.
В сильный снегопад
видимость падает
до30-40 метров, а летящей из-под колес впереди едущих автомобилей
грязи (особенно
если дорогу перед этим обильно посыпали песком или реагентами)
Водитель в этой
ситуации часто едет «по памяти». И чтобы не создавать непредвиденных
и опасных
ситуаций, неукоснительно соблюдай Правила дорожного движения.
Не выбегай на проезжую часть из-за сугробов, стоящих
машин и тому подобных
препятствий. Помни, безопасность на дороге зависит от
каждого.
·
При гололеде
Ещё опаснее
обычного снега гололёд. Если после оттепели наступит минусовая температура, то
дорога покрывается
тонким слоем льда (не всегда заметным глазу).
В гололёд
повышается вероятность заноса автомобиля, и самое главное —
тормозной путь
непредсказуемо удлиняется.
Особое внимание уделяй тем местам, где автомобили
разгоняются или тормозят –
перед перекрёстками, у остановок общественного
транспорта, у выездов из дворов.