Порядок обжалования нормативных правовых актов и
актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными
свойствами, а также решений, действий (бездействия) Министерства внутренней
политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл, должностных
лиц, государственных служащих Министерства внутренней политики, развития
местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл
С 15 сентября 2015 года введён в действие Кодекс
административного судопроизводства Российской Федерации.
Административные дела об оспаривании нормативных
правовых актов полностью или в части, актов, содержащих разъяснения
законодательства и обладающих нормативными свойствами, Министерства внутренней
политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл (далее
– Министерство), административные
дела об оспаривании решений, действий (бездействия) Министерства, должностных
лиц, государственных служащих Министерства рассматриваются в порядке,
предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской
Федерации (далее - Кодекс).
Порядок обжалования нормативных правовых
актов Министерства
В соответствии со статьей 208 Кодекса с
административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не
действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых
применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений,
регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что
этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым
заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или
в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного
общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
Административное исковое заявление о признании
нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение
всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии со статьёй 209 Кодекса форма
административного искового заявления должна соответствовать требованиям,
предусмотренным частями 1, 8
и 9 статьи 125
Кодекса.
В административном исковом заявлении об оспаривании
нормативного правового акта должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 и 9
части 2 и частью 6 статьи 125 Кодекса;
2) наименование Министерства, должностного лица
Министерства, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого
нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;
4) сведения о применении оспариваемого нормативного
правового акта к административному истцу или о том, что административный истец
является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
5) сведения о том, какие права, свободы и законные
интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления
организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 Кодекса, какие
права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано
административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует
реальная угроза их нарушения;
6) наименование и отдельные положения нормативного
правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие
которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или
в части;
7) ходатайства, обусловленные невозможностью
приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 209
Кодекса;
8) требование о признании оспариваемого нормативного
правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству
Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его
положений.
К административному исковому заявлению о признании
нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в
пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 Кодекса, документы, подтверждающие
сведения, указанные в пункте 4 части 2 статьи 209 Кодекса, а также копия
оспариваемого нормативного правового акта.
Административные дела об оспаривании нормативных
правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня
подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской
Федерации в течение трёх месяцев со дня его подачи.
Порядок обжалования актов Министерства,
содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
Административные дела об оспаривании актов, содержащих
разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами,
рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном главой 21 Кодекса,
с особенностями, определёнными статьёй 217.1. Кодекса.
С административным исковым заявлением о признании
акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим вправе обратиться
лица, указанные в частях 1-4 статьи 208
Кодекса, полагающие, что соответствующий акт обладает нормативными свойствами и
по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых
нормативных положений.
Порядок обжалования решений, действий
(бездействия) Министерства, должностных
лиц, государственных служащих Министерства
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса
гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об
оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа государственной
власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что
нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные
лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия
(бездействие) Министерства, должностного лица, государственного служащего
Министерства в вышестоящий в порядке подчиненности орган, а также у
вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные
процедуры урегулирования споров.
Кроме того, согласно части 4 статьи 218 Кодекса органы
государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской
Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте
Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с
административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций,
лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту
прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые
решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту,
нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц,
создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо
обязанности.
Срок обращения в суд с административным исковым
заявлением определён в пределах трёх месяцев со дня, когда гражданину,
организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных
интересов. Федеральным законодателем установлен и сокращённый срок для подачи
административного искового заявления. Административное исковое
заявление об оспаривании бездействия Министерства, должностного лица,
государственного служащего Министерства может
быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц
сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение
трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия Министерства, должностного лица, государственного служащего Министерства может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указаннных лиц сохраняется обязанность совершать соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Так, административное исковое заявление об оспаривании
решений, действий (бездействия) Министерства по вопросам, связанным с
согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания,
митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным Министерством
предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его
проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда
гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод
и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не
является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к
производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в
предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Законодатель предусматривает возможность
восстановления пропущенного срока обращения с Законодатель предусматривает возможность
восстановления пропущенного срока обращения с Законодатель предусматривает возможность
восстановления пропущенного срока обращения с Законодатель предусматривает возможность
восстановления пропущенного срока обращения с административным исковым
заявлением, если срок был пропущен по уважительной причине, за исключением случаев,
если восстановление срока не предусмотрено Кодексом.
Требования к форме административного искового
заявления установлены частью 1 статьи 220 Кодекса.
Обращаем внимание, что административное исковое
заявление может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме
электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения
формы, размещённой на официальном сайте суда в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Административное исковое заявление, подаваемое
посредством заполнения формы, размещённой на официальном сайте суда в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о
применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается
усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Содержание административного искового заявления определено частью 2
статьи 220 Кодекса.