
XXI век показал, что терроризм, зародившийся как средство борьбы слабых социальных слоев с сильным противником и прошедший несколько этапов трансформации, превратился в особую форму политики.
И эта политика проводится не только неправительственными организациями, взявшими на вооружение террор как средство достижения целей, но и государствами.
Дело в том, что ряд государств заинтересован в активизации террористической деятельности в странах, с которыми они находятся в конфликте, и нередко тайно или явно поддерживают террористов (оппозиционные силы, как модно их называть). Примером тому служит оказание помощи «умеренной» сирийской оппозиции со стороны западных государств. Именно эти оппозиционные силы, поддерживаемые Западом, создают атмосферу страха в сирийском обществе, добиваясь силового захвата власти в стране.
Кроме того, некоторые страны используют борьбу с т.н. «терроризмом» для подавления оппозиционных сил, стремящихся защитить свои национальные или религиозные интересы. Об этом свидетельствует политика нынешних киевских руководителей, называющих карательные действия против значительной части собственного народа «антитеррористической операцией».
Также, в сегодняшнем мире благодаря агрессивной политике ряда стран и их союзников сформировались мощные, неподконтрольные мировому сообществу силы, для которых террористическое насилие стало естественным средством достижения политических целей. К этим силам можно отнести «Исламское государство Ирака и Леванта» (или «Исламское государство»), которое объявило о создании халифата на части территорий Ирака и Сирии.
Все это только усиливает остроту угроз национальной безопасности Российской Федерации. Причем нынешняя ситуация характеризуется совпадением интересов внешнеполитических антироссийских сил, внутренней радикальной оппозиции и исламских экстремистских движений.
На нашу страну продолжают оказывать противоправное террористическое воздействие внутренние террористические организации. К тому же сегодня мы становимся свидетелями стремительного объединения международных террористических сил, в планах которых стоит расширение исламского халифата от Кавказа до Байкала и от Индии до Урала.
Для противодействия подобным устремлениям и нейтрализации угроз национальной безопасности России в нашей стране создана общегосударственная система противодействия терроризму.
Ее организационную основу представляют две взаимосвязанные ветви. К первой относятся структуры, осуществляющие деятельность по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), и минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений. Вторая ветвь – структуры, осуществляющие управление мероприятиями по борьбе с терроризмом.
Именно деятельность по профилактике терроризма, которую осуществляют антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации, и является предметом настоящей статьи.
В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации от 5 октября 2009 года профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям: создание системы противодействия идеологии терроризма; обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.
Несмотря на то, что за последние годы количество преступлений террористической направленности неуклонно снижается (только в Северо-Кавказском федеральном округе – с 770 в 2010 году до 32 в 2015 году), по мнению автора этого недостаточно, чтобы в перспективе полностью устранить причины и условия для появления или расширения в нашей стране террористической деятельности.
Исследования, проведенные в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, показали, что терроризм как социально-политическое явление проявляется и протекает лишь в условиях социального конфликта.
В широком смысле социальный конфликт (от лат. conflictus – столкновение), как известно, представляет собой столкновение различных социальных общностей или институтов с целью преодоления кризисных отношений между ними. Любой конфликт с использованием насилия (в т.ч. и террористического), является высшей и крайне жестокой формой разрешения социальных противоречий.
Источниками социальных конфликтов обычно выступают политические, экономические, национальные и другие противоречия. Обычно эти противоречия формируются в недрах общества, однако не исключено, что они могут провоцироваться или обостряться извне, третьей силой, стремящейся к достижению своих эгоистических целей.
Обострение противоречий чаще всего вызывается резким разрывом в уровнях жизни различных слоев населения или социальных групп. При этом, как показывает исследование, определяющее значение в выборе конфликтующими сторонами средств разрешения противоречий приобретает наличие у них соответствующих организационных структур и материальной базы, позволяющей вести борьбу. Причем в условиях социального конфликта чувство принадлежности к одной из религий или национальности (политической партии) обостряется. Конфликты укрепляют идеологическую идентичность группы, облегчая поддержание ее внутренней сплоченности и формируя социальную базу терроризма.
Таким образом, терроризм как крайняя форма экстремизма базируется на экстремистской идеологии, подкрепленной материальными ресурсами, осуществляется определенными организационными структурами и существует в социальном конфликте с непременной поддержкой населения, составляющего его социальную базу.
Профилактика (гр. Prophylaktikos – предохранительный) в социальном плане означает совокупность мер, направленных на предотвращение того или иного социально-политического явления. Следовательно, профилактика терроризма должна оказывать воздействие именно на фундаментальные составляющие террора. Цель подобного воздействия должна заключаться в снижении социальной напряженности, вызвавшей террористическое насилие, развенчании идеологии экстремизма, которая формирует и оправдывает терроризм, а также ликвидации (локализации) деятельности экстремистских организаций, использующих в своей деятельности террор.
Проведенные исследования показали, что комплексная программа профилактики терроризма должна включать шесть взаимосвязанных направлений деятельности государства и региональных органов власти: политическое, социально-экономическое, идеологическое, специальное, военное и правовое.
В политической сфере профилактика терроризма, как представляется, должна включать действия государства и региональных органов власти по предотвращению или разрешению противоречий между существующими политическими (религиозными, националистическими, либо иными) силами.
Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» однозначно предписывает высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации по результатам мониторинга общественно-политических, социально-экономических и иных процессов, происходящих в субъекте Российской Федерации, принимать меры по устранению предпосылок для возникновения конфликтов, способствующих совершению террористических актов и формированию социальной базы терроризма.
Здесь важно определить противоречия на ранней стадии их возникновения и не допустить насилия для их разрешения, направить этот процесс по правовому пути.
Предотвращение противоречий, которые могут привести к конфликту и эскалации насилия, заключается, как говорится в законе, в повседневной и кропотливой работе по мониторингу общественно-политической и социально-экономической ситуации в регионе. Руководство региона должно знать т.н. «болевые точки» и «нарывы», существующие в его области, крае, населенном пункте.
Следует знать общий настрой не только всего населения субъекта Федерации, но и наиболее активного меньшинства: национального, религиозного, политического и иного. Для этого власть должна тесно работать с представителями подобного меньшинства, обладающими влиянием на свою диаспору.
Под особый контроль должны ставиться существующие партии и организации, которые привержены экстремистской идеологии, прослеживаться их связи, в т.ч. зарубежные, с запрещенными и нелегальными террористическими и экстремистскими организациями.
Органы правопорядка должны периодически проводить рейды по наиболее криминогенным точкам региона с целью выявления экстремистов, в т.ч. и неорганизованных. Они должны опрашивать жителей и выявлять людей, ведущих пропаганду экстремизма и насилия. Общеизвестно, что любые политические группы, сколь бы явно фанатичной ни была их идеология, приспосабливаются к изменению соотношения сил и действуют, хотя бы отчасти думая о последствиях.
В случае возникновения противоречий региональные власти должны оценить их остроту и возможность их разрешения, не допуская кризисных ситуаций и конфликта. Для этого проводятся переговоры с лидерами конфликтующих сторон, ищутся компромиссные пути разрешения противоречий. При необходимости привлекаются к переговорному процессу представители федеральных органов власти. К лицам, не желающим идти на уступки, и, в нарушение закона, пропагандирующим путь насильственного разрешения противоречий, применяются меры уголовного характера.
Наиболее эффективный путь политического разрешения конфликта – компромисс, когда обе стороны идут на уступки. Исторический опыт показывает, что путь к взаимным уступкам труден, но возможен и необходим, потому что веками находиться в состоянии войны невозможно. Общество в результате бескомпромиссного поведения конфликтующих сторон может либо деградировать, либо перейти к стихийному террору, как в отношении врага, так и в отношении своей элиты.
В предотвращении насильственного пути разрешения противоречий важную роль играет политическая мудрость руководства регионов, где эти противоречия существуют. Многие специалисты отмечают, что возрастание террористических угроз, в т.ч. региональных, идет в результате «ослабления или некомпетентности в вопросах организации и ведения борьбы с терроризмом властных структур».
Подобная слабость и некомпетентность могут проявляться в замалчивании проблем и нежелании видеть угрозы терроризма, отсутствии желания добиваться разрешения противоречий, вызвавших социальный конфликт, а также в результате деятельности, направленной на личное обогащение в ущерб безопасности региона и государства.
В целом политическая воля региональных руководителей по недопущению и поиску путей политического разрешения социального конфликта, решительному противостоянию угрозам терроризма остается важнейшим условием успеха его профилактики.
В.А. Вахрушев – кандидат военных наук, профессор Вестник Национального антитеррористического комитета №1[14] 2016