
Россия вместе с мировым сообществом во 2-й половине ХIХ века вынуждены были решать немало сходных проблем, связанных с ростом преступности. Расширение международных связей, упрощение пограничных режимов, строительство железных дорог этому способствовали. Деятельность правоохранительных систем многих государств в указанный период начинала принимать формы тесного сотрудничества, причем на рубеже веков предпринимались интенсивные усилия для его расширения и укрепления. И это было вполне закономерно: преступность, особенно политический терроризм, все более приобретала международный характер. События 1 марта 1881 года заставили кардинальным образом пересмотреть отношение государств мира к революционному движению, особенно к анархо-терроризму.
Убийство Александра II показало, с одной стороны, силу и растущую дерзость революционной социалистической партии и ее международный характер, а с другой стороны, это событие обнаружило бессилие правительств и особенно правоохранительных органов в защите государственных устоев. Возникла более острая необходимость объединения новых усилий в борьбе с революционной опасностью. Инициатором новых международных мероприятий в этом направлении стало российское правительство. Оно предложило заключить соглашение относительно надзора за революционерами; организовать международную полицию; принять законы, запрещающие изготовление и продажу взрывчатых веществ, дающие возможность применять исключительную меру наказания за нарушения этих правил и вообще за пользование такими средствами. Одним из первых, кто поддержал инициативы России, был канцлер Бисмарк, т.к. и российское, и германское правительства были «солидарны перед лицом социального чудовища, угрожающего им, и чтобы сообща против него бороться». Через российского посла в Берлине Сабурова Александр III просил поддержки германского правительства по трем направлениям:
1) требование приравнять политическое убийство к общеуголовному;
2) требование у Румынии и Швейцарии изгнания из их территорий политических преступников, которые будут им указаны, и недопущения деятельности революционных центров;
3) заключение соглашения между европейскими правительствами по вопросу о единстве действий и наблюдения, что могло быть достигнуто созданием единого центрального правоохранительного учреждения. После одобрения германским правительством этих предложений, уже 1 апреля 1881 года российское правительство подготовило проект циркулярного обращения, которое было разослано российским послам и представителям в Берлине, Париже, Вене, Риме и Лондоне. В нем предлагалось созвать конференцию держав с целью выработки плана общей борьбы против анархистских элементов. В августе 1900 года в результате эффективного взаимодействия департамента полиции с секретной полицией США был раскрыт заговор с целью покушения на российского императора. Неоценимый вклад в организацию сотрудничества правоохранительных органов европейских государств в борьбе с анархо-терроризмом внесла международная конференция, посвященная проблемам защиты социального строя от происков анархистов (организована по инициативе итальянского правительства в Риме в декабре 1898 года). Россию на этом форуме представлял директор департамента полиции действительный статский советник С.Э. Зволянский. В проекте секретного циркуляра особо подчеркивалось: «Опыт многих лет показывает – единичные старания отдельных государств недостаточны для искоренения зла – для сего необходимы совокупные усилия, основанные на международных договорах». По итогам работы форума руководители правоохранительных органов двадцати государств подписали предложения Римской конференции, еще семнадцати стран – приняли ее рекомендации без всяких оговорок.
Подписанный 21 декабря 1898 года Акт включал в себя целый ряд мероприятий, затрагивавших область административного, законодательного и политического характера. Со своей стороны российское правительство предложило включить в уголовные кодексы стран – участниц конференции общую статью, карающую анархизм как сообщество, вредное для безопасности социального строя, и налагающую взыскание за открытый призыв к убийству и разрушению. На конференции было принято решение: учредить в Цюрихе Центральное международное бюро, главной целью которого должно было стать сосредоточение всех сведений и агентурных указаний, которые касаются происков анархистов.
Весьма важными в деле повышения эффективности взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с анархо-терроризмом являются решения Международного съезда начальников полиций, организованного по инициативе национальной Ассоциации шефов полиции Америки и Канады и проходившего 7 мая 1902 года в г. Луисвилле в штате Кентукки (США). Еще 1 декабря 1901 года Министерство внутренних дел России получило приглашение на это мероприятие, где подчеркивалось: «Ваши сведения дали бы возможность Ассоциации пролить свет на действия и намерения анархистов и, вообще, всех преступников, подлежащих Вашему надзору». Руководители полицейских органов выработали Соглашение о мерах борьбы против анархистов и других преступников. Участники съезда выразили серьезную обеспокоенность тем, что анархо-терроризм принимал все больший размах, а средства и методы его деятельности становились все опаснее, что, как подчеркивалось в решениях съезда, придавало особую значимость сотрудничеству государств в борьбе с этим страшным злом. В начале ХХ века российские правоохранительные органы обращают свои усилия на укрепление сотрудничества с Германией. Так, 28 – 29 июля 1907 года в Берлине состоялось совещание с представителями германского правительства по выработке мер, которые необходимо было принять для борьбы с революционным движением, в развитие постановлений, изложенных в протоколе тайного международного соглашения в Санкт-Петербурге 1 (14) марта 1904 года. Россию на этом совещании представлял директор департамента полиции действительный статский советник Трусевич. Делегатами со стороны германского правительства были назначены: директор полиции Экгардт и чины Министерства иностранных дел – тайный советник Ленце и имперский советник Эркерт. На этом совещании руководитель департамента полиции России выдвинул в адрес правоохранительных органов Германии следующий пакет предложений:
1) установить сотрудничество по розыскной части не только между центральными органами – департаментом полиции и полицей-президиумом, но и между районными охранными отделениями в случаях экстренной необходимости;
2) принять полицейскими органами на себя обязательства производить расследования по просьбам заинтересованных властей по поводу действий анархистов, социалистов-революционеров, социал-демократов, допускающих террор;
3) полицейские учреждения по просьбам органов договаривающихся сторон должны устанавливать наружное наблюдение за разыскиваемыми революционерами, и причем чтобы такое наблюдение могло производиться агентами заинтересованного правительства в соседней стране;
4) при постоянном передвижении революционных деятелей необходимо максимально координировать работу правоохранительных органов, чтобы действия одного из них не наносили вреда интересам другого;
5) центральные уполномоченные органы должны сообщать друг другу результаты обысков по политическим делам в тех случаях, когда таковые касались соседнего государства.
Таким образом, усиление политического терроризма во второй половине ХIХ и начале ХХ века в России и государствах Западной Европы со всей остротой указывало на необходимость принятия совместных мер в борьбе с этой международной опасностью, главной целью которой было поколебать общественные и государственные устои.
В.А. Чирикин – кандидат юридических наук, доцент Вестник Национального антитеррористического комитета №1[14] 2016